Ham Radio Site by RADIOKARAGANDA

Радиолюбительская технология. Печатные платы. Нанесение рисунка.

Главная Обо мне Гостевая книга Обратная связь Новости Ссылки Космонавтика Софт Антенны Конструкции Схемы Модернизация Радиолюбительская технология Справочники QSL-bureau

Главная / Радиолюбительская технология /   ..

ВЫПОЛНЕНИЕ РИСУНКА НА ПЕЧАТНОЙ ПЛАТЕ "ИНВЕРСНЫМ МЕТОДОМ"

В. Бычковский г. Караганда (UN7PPX)

    Пару лет назад, мой хороший товарищ (Володя UN8PLU) предложил довольно оригинальный способ изготовления рисунка дорожек на печатной плате, позволяющий в кустарных условиях получить высокую плотность монтажа и высокое качество.
Фольгированный стеклотекстолит, вырезанный по контуру платы, обрабатывается, на нем размечаются и сверлятся необходимые отверстия.
После этого будущую печатную плату тчательно зашкуривают очень мелкой абразивной бумагой, чтобы удалить заусенцы отверстий и слой оксидной пленки с поверхности меди.
Поверхность фольги после этого должна приобрести зеркальный блеск и чистоту.
Зачищенную плату не желательно хранить непокрытой больше суток, так как медь быстро окисляется (темнеет) и процесс лужения в последствии будет затруднен. По этой же причине, если Вы отложите дальнейшую работу на какое-то время, плату необходимо плотно закрыть в полиэтилен и хранить в темном месте! Да да, именно в темном. Медь имеет свойство реагировать на свету. (существует даже способ перенесение рисунка будущих дорожек, держа плату под фотоувеличителем). Пыль от обработки сдувается, плата протирается чистым ацетоном (особенно, если остались отпечатки пальцев) и равномерно закрашивается тонким слоем нитроэмали.
    На этом этапе я остановлюсь подробнее. Нитрокраска для покрытия предварительно разводится ацетоном или растворителем до такой густоты, чтобы при покрытии ей медной поверхности смоченной ваткой, слой должен быть полупрозрачным, иными словами должна слегка просматриваться фольга.
    Покрытие лучше всего производить намотанной на спичку или что-либо подобное кусочком ваты (диаметр тампона ~7-8мм), обильно смоченной в краске. Нитроэмаль быстрь сохнет, поэтому покрытие нужно производить быстро, равномерными движениями. Повторно пройтись по готовому слою (чтобы подправить огрехи) как правило уже не удается, так как на поверхности краски образуется пленка. Если не получилось с первого раза, лучше смыть все ацетоном и повторить покрытие. Плата подсушивается примерно 30-60 минут и она становится готовой к дальнейшей обработке.
Предупреждение!
Если Вы не планируете сразу после покраски наносить будущий рисунок, то через несколько часов (дней) нитроэмаль твердеет, теряет свою элластичность и в дальнейшем плохо пригодна для работы. Если предполагается отложить дальнейшую работу, то плату необходимо плотно завернуть в полиэтиленовый пакет с минимальным кол-вом воздуха и герметично закрыть. День-два я думаю выдержит :)
Затем - самое ответственное. Нам необходимо будет с помощью линейки и специального резца удалить всю краску с фольги с тех мест, которые должны вытравиться. Это только на первый взляд кажется безумием :) На самом деле все очень просто, поверьте, результат того стоит. Вспомните, художники-граверы резали целые картины, а не какие-то жалкие дорожки и отнюдь не по нитрокраске :)
Резец я изготавливал из сломанной иглы для швейной машины. Она удобна тем, что имеет довольно толстый хвостовик, который хорошо держится в цанге автокарандаша. Заточка велась на алмазном камне (варианты). Рабочая часть должна быть в виде лопаточки, наподобие отвертки, главное, чтобы был "твердый" угол и ровная плоскость. Я думаю, что руки у Вас не имеют изгибов в непредусмотренных местах, поэтому проблем с изготовлением инструмента не будет :) Тем более, что он Вам будет служить потом достаточно долго (пока не сломается :))
С помощью линейки и резца нам предстоит "выскрести" все ненужное с платы. Попробуйте, если эмаль еще не засохла окончательно, то она очень хорошо режется острым краем резца. Снимается ровной стружкой, оставляя голую медь. Минимальный зазор между дорожками определяется шириной резца. Очень удобно делать большое количество ровных дорожек большой длины. Между ножек микросхемы с шагом 2,5 мм нетрудно протянуть 2 дорожки. Если нужно удалить большую площадь фольги, подумайте, а стоит ли? Может быть стоит использовать ее под общий провод, шины питания, сделать более широкую дорожку (уменьшится индуктивность) или же просто обработать ровно края и оставить аккуратный "островок", тем более, что сэкономите на растворе для травления. Если Вы упорно следуете стереотипам, пожалуйста, дело Ваше, наметтье контур площади, которую будете удалять, а затем вручную удалите всю краску с него широким резцом (скребком :)). Не бойтесь поцарапать медь, она все равно будет травиться.
    После того, как все дорожки будут нанесены, внимательно осмотрите плату на предмет ошибок и дефектов. Если допустили ошибку при резке или прорезали лишнего, не беда, просто ваткой, смоченной жидкой краской подретушируйте нужное место и прорежте заново.
В дальшейшем, травление ведется обычным способом в растворе хлорного железа.
В процессе травления проконтролируйте, нет ли участков на поверхности меди, где осталась едва заметная пленка эмали. Пока нет должной сноровки, такое возможно. Если такое явление наблюдается, эти участки становятся хорошо заметны, как светлые пятнышки. Необходимо чем-либо, например резцом (желательно не тем, которым Вы режете краску) осторожно удалить эти участки. Не бойтесь попадания хлорного железа на руки (если у Вас нет аллергии), предупреждения типа того, что это же кислота!!! неверны - в хлорном железе уже нет кислоты, это соль! Неприятность здесь одна - придется мыть руки :) Однако, не примите мои измышления насчет этого как руководство к действию и лишний раз в раствор руки не опускайте, пользы от этого никакой :)
После травления плату промываем под струей воды, одновременно отмывая ее от остатков краски... (не ошиблись, водой - от краски :))
    Нередко советуют отмывать плату от покрытия ацетоном или растворителем. Скажу сразу - не самый прогрессивный метод. Разьве мало того, что все руки (и брюки:)) будут в краске и растворителе. Я для этой цели использую пищевую соду. Слегка увлажненную щепотку соды (именно слегка) я кладу на увлажненную (тоже слегка) поверхность уже готовой платы и пальцами начинаю втирать ее в краску. Пленка покрытия от этого размягчается, а крупинки соды работают как очень тонкий абразив, легко удаляя слой эмали. Есть еще один положительный побочный эффект, поверхность меди очищается исключительно хорошо, приобретает идеальную чистоту и блеск. Отверстия, забитые остатками краски и соды очищаю микродрелью со сверлом нужного диаметра. После сушки печатную плату необходимо в короткие сроки залудить. Иначе поверхность быстро окислится. (см. выше) Некоторые мои мысли о лужении плат выложу в раздел "Пайка".

На главнуюВернуться на главную     НаверхНаверх