Главная / Космонавтика /
| Обо мне | Гостевая | Новости | Ссылки | Космонавтика | Софт | Модернизация | Конструкции | Aрхив |
Эту и более подробную информацию Вы можете прочитать на сайте о МКС http://iss.narod.ru
Идея создания международной
космической станции (МКС) "Альфа" возникла в
самом начале 90-х годов. Переход от проектов к
конкретным действиям произошел в 1995 году, когда
директор НАСА Дэниел Голдин убедил Президента
США Билла Клинтона в необходимости ежегодного
расходования на программу "Альфа" 2,1 млрд.
долларов в течение семи лет. Немаловажным
фактором, способствовавшим тому, что Конгресс
США одобрил выделение НАСА 13,1 млрд. долларов на
строительство МКС, стало согласие России
участвовать в этой программе. Проект стал
действительно международным после
присоединения к нему Европейского космического
агентства (ЕКА), Канады и Японии. В соответствии с
договоренностями, достигнутыми на встрече
премьер-министра России Виктора Черномырдина и
вице-президента США Альберта Гора, 15 августа 1995
года фирма "Боинг", головной подрядчик НАСА
по программе "Альфа", и Государственный
космический научно-производственный центр имени
М.В. Хруничева (ГКНПЦХ) подписали контракт на
сумму 190 млн. долларов, предусматривающий
постройку и вывод на орбиту ядра будущей МКС.
"Я считаю это событие символичным, - сказал по
этому поводу Дэниел Голдин. - До сих пор мы
соревновались в космосе, теперь у нас появилась
возможность сообща взяться за крупный
высокотехнологичный проект на благо всего
человечества".
Общий внутренний объем
станции после сборки на орбите составит 1217 куб.м,
масса - 377т., из них 140т. - российские компоненты, 237
т - американские. Планируемое время работы
станции на орбите -15 лет. Американцы уже
завершили сборку научной лаборатории длиной 8,5 м
и приступили к работам над жилым модулем. В
высокой степени готовности находятся
стыковочные блоки "Ноуд-1" и "Ноуд-2". В
рамках программы "Альфа" большая нагрузка
ляжет на многоразовые космические корабли (МКК)
"Дискавери", "Атлантис" и
"Эндевор". За один рейс каждый из них
способен доставить на орбиту "Альфы" до 21300
кг грузов. Общие затраты на создание российских
компонентов станции оцениваются от 2 до 3,5 млрд.
долларов. "Американцы платят только за
функционально грузовойблок, - говорит директор
программы МКС в НАСА Уильбур Трафтон, - все прочие
модули обеспечиваются Россией в качестве ее
собственного вклада в программу". Основной
объем работ приходится на ГКНПЦХ, который в
сотрудничестве с другими российскими
предприятиями разработала и построила ФГБ,
универсальный стыковочный модуль (УСМ/ФГБ),
транспортные корабли снабжения (ТКС/ФГБ) и
служебный модуль (СМ). Основным средством
выведения их на орбиту будет ракета-носитель (РН)
"Протон".
ЕКА выделяет на программу
1,98 млрд. долларов в период с 1996 по 2004 год. Вклад
Германии составляет 780 млн., Франции - 520 млн.,
оставшуюся сумму вносят Италия, Бельгия и
Испания. Европейцы разрабатывают лабораторию
"Колумбус" и автоматический транспортный
корабль ATV под РН "Ариан-5".
Сооружение "Альфы"
началось в ноябре 1998 года, когда РН "Протон"
вывела на орбиту ФГБ. В декабре 1998 года МКК
"Эндевор" доставила соединительный блок
"Ноуд-1". Одним герметичным адаптером
"Ноуд-1" будет пристыкован к ФГБ, другой
адаптер будет использоваться "Шаттлами" на
ранних этапах строительства МКС.
Для поддержания станции в
надлежащем состоянии ежегодно потребуется 170
чел.-ч работы в открытом космосе и четыре - пять
рейсов МКК.
Основными направлениями исследований на борту МКС "Альфа" являются:
По материалам: "Вестник воздушного флота", N 7-8 за 1996 год