Главная \ конструкции радиолюбителей \ ..
Обо мне | Гостевая | Новости | Ссылки | Космонавтика | Софт | Модернизация | Конструкции | Aрхив |
"Радио" №7, 2000г.
ТРИ ФАЗЫ - БЕЗ ПОТЕРИ МОЩНОСТИ
С. БИРЮКОВ, г. Москва
В различных любительских
электромеханических станках и приспособлениях
чаще всего используются трехфазные асинхронные
двигатели с короткозамкнутым ротором. К
сожалению, трехфазная сеть в быту — явление
крайне редкое, поэтому для их питания от обычной
электрической сети любители применяют
фазосдвигающий конденсатор, что не позволяет в
полном объеме реализовать мощность и пусковые
характеристики двигателя. Существующие же
тринисторные "фазосдвигающие" устройства
еще в большей степени снижают мощность на валу
двигателей.
Дополнительные рекомендации по подключению
трехфазного двигателя, а также методику
определения маркировки обмоток Вы можете посмотреть сдесь.
Вариант схемы устройства запуска
трехфазного электродвигателя без потери
мощности приведен на рис. 1. Обмотки
двигателя 220/380 В соединены треугольником, а
конденсатор С1 включен, как обычно, параллельно
одной из них.Конденсатору"помогает"
дроссель L1, включенный параллельно другой
обмотке.
При определенном соотношении емкости
конденсатора С1, индуктивности дросселя L1 и
мощности нагрузки можно получить сдвиг фаз между
напряжениями на трех ветвях нагрузки, равный
точно 120°. На рис. 2 приведена векторная
диаграмма напряжений для устройства,
представленного на рис. 1, при чисто
активной нагрузке R в каждой ветви.
Линейный ток Iл в векторном
виде равен разности токов Iз и Ia, а по абсолютному
значению соответствует величине Iф, где Iф=I1=I2=I3=Uл/R — фазный ток нагрузки, Uл=U1=U2=U3=220 В —
линейное напряжение сети.
К конденсатору С1 приложено напряжение
Uc1=U2, ток через него равен
Ic1 и по фазе опережает напряжение на
90°. Аналогично к дросселю L1 приложено
напряжение UL1=U3, ток через
него IL1 отстает от напряжения на 90°.
При равенстве абсолютных величин токов Ic1
и IL1 их векторная разность при
правильном выборе емкости и индуктивности может
быть равной Iл. Сдвиг фаз между токами
Ic1 и IL1 составляет 60°,
поэтому треугольник из векторов Iл, Iс1 и IL1 — равносторонний, а их
абсолютная величина составляет Iс1=IL1=Iл=Iф.
В свою очередь, фазный ток нагрузки Iф=Р/ЗUL, где Р — суммарная
мощность нагрузки. Иными словами, если
емкость конденсатора С1 и индуктивность дросселя
L1 выбрать такими, чтобы при поступлении на них
напряжения 220 В ток через них был бы равен Ic1=IL1=P/(Uл)=P/380,
показанная на рис. 1 цепь L1C1 обеспечит на
нагрузке трехфазное напряжение с точным
соблюдением сдвига фаз.
В табл. 1 приведены значения
тока Ic1=IL1. емкости
конденсатора С1 и индуктивности дросселя L1 для
различных величин полной мощности чисто
активной нагрузки.
Реальная нагрузка в виде
электродвигателя имеет значительную
индуктивную составляющую. В результате линейный
ток отстает по фазе от тока активной нагрузки на
некоторый угол ф порядка 20...40°. На шильдиках
электродвигателей обычно указывают не угол, а
его косинус — широко известный , равный отношению
активной составляющей линейного тока к его
полному значению.
Индуктивную составляющую тока,
протекающего через нагрузку устройства,
показанного на рис. 1, можно представить
в виде токов, проходящих через некоторые катушки
индуктивности Lн, подключенные параллельно
активным сопротивлениям нагрузки (рис. 3,а),
или, что эквивалентно, параллельно С1, L1 и сетевым
проводам.
Из рис. 3,б видно, что
поскольку ток через индуктивность противофазен
току через емкость, катушки индуктивности LH уменьшают ток через емкостную ветвь
фазосдвигающей цепи и увеличивают через
индуктивную. Поэтому для сохранения фазы
напряжения на выходе фазосдвигающей цепи ток
через конденсатор С1 необходимо увеличить и
через катушку уменьшить.
Векторная диаграмма для нагрузки с
индуктивной составляющей усложняется. Ее
фрагмент, позволяющий произвести необходимые
расчеты, приведен на рис 4.
Полный линейный ток Iл разложен здесь
на две составляющие: активную и реактивную В результате решения системы уравнений
для определения необходимых значений токов
через конденсатор С1 и катушку L1
получаем
следующие значения этих токов.
При чисто активной нагрузке формулы
дают ранее полученный результат Ic1=IL1=Iл. На рис. 5
приведены зависимости отношений токов Ic1
и IL1 к Iл от , рассчитанные по этим формулам
Для( /2=0,87)
ток конденсатора С1 максимален и равен а ток
дросселя L1 вдвое меньше. Этими же соотношениями с
хорошей степенью точности можно пользоваться
для типовых значений , равных 0,85 0,9.
В табл. 2 приведены значения
токов Ie1, IL1, протекающих
через конденсатор С1 и дроссель L1 при различных
величинах полной мощности нагрузки, имеющей
указанное выше значение
Для такой фазосдвигающей цепи
используют конденсаторы МБГО, МБГП, МБГТ, К42-4 на
рабочее напряжение не менее 600 В или МБГЧ, К42-19 на
напряжение не менее 250 В Дроссель проще всего
изготовить из трансформатора питания стержневой
конструкции от старого лампового телевизора. Ток
холостого хода первичной обмотки такого
трансформатора при напряжении 220 В обычно не
превышает 100 мА и имеет нелинейную зависимость от
приложенного напряжения Если же в магнитопровод
ввести зазор порядка 0,2 1 мм, ток существенно
возрастет, а зависимость его от напряжения
станет линейной.
Сетевые обмотки трансформаторов ТС
могут быть соединены так, что номинальное
напряжение на них составит 220 В (перемычка между
выводами 2 и 2'), 237 В (перемычка между выводами 2 и 3')
или 254 В (перемычка между выводами 3 и 3') Сетевое
напряжение чаще всего подают на выводы 1 и1'. В
зависимости от вида соединения меняются
индуктивность и ток обмотки В табл. 3 приведены
значения тока в первичной обмотке
трансформатора ТС-200-2 при подаче на нее
напряжения 220 В при различных зазорах в
магнитопроводе и разном включении секций
обмоток Сопоставление данных табл 3 и 2 позволяет
сделать вывод, что указанный трансформатор можно
установить в фазосдвигающую цепь двигателя с
мощностью примерно от 300 до 800 Вт и, подбирая зазор
и схему включения обмоток, получить необходимую
величину тока. Индуктивность изменяется также в
зависимости от синфазного или противофазного
соединения сетевой и низковольтных (например,
накальных) обмоток трансформатора. Максимальный
ток может несколько превышать номинальный ток в
рабочем режиме. В этом случае для облегчения
теплового режима целесообразно снять с
трансформатора все вторичные обмотки, часть
низковольтных обмоток можно использовать для
питания цепей автоматики устройства, в котором
работает электродвигатель.
В табл. 4 приведены
номинальные величины токов первичных обмоток
трансформаторов различных телевизоров [1, 2] и
ориентировочные значения мощности двигателя, с
которыми их целесообразно использовать
фазосдвигающую LC-цепь следует рассчитывать для
максимально возможной нагрузки
электродвигателя.
При меньшей нагрузке необходимый
сдвиг фаз уже не будет выдерживаться, но пусковые
характеристики по сравнению с использованием
одного конденсатора улучшатся.
Экспериментальная проверка проводилась как с
чисто активной нагрузкой, так и с
электродвигателем. Функции активной нагрузки
выполняли по две параллельно соединенных лампы
накаливания мощностью 60 и 75 Вт, включенные в
каждую нагрузочную цепь устройства (см рис 1),
что соответствовало общей мощности 400 Вт В
соответствии с табл 1 емкость
конденсатора С1 составляла 15 мкф Зазор в
магнитопроводе трансформатора ТС-200-2 (0,5 мм) и
схема соединения обмоток (на 237 В) были выбраны из
соображений обеспечения необходимого тока 1,05 А.
Измеренные на нагрузочных цепях напряжения U1, U2, U3 отличались
друг от друга на 2.. 3 В, что подтверждало высокую
симметрию трехфазного напряжения.
Эксперименты проводились также с
трехфазным асинхронным двигателем с
короткозамкнутым ротором АОЛ22-43Ф мощностью 400 Вт
[З]. Он работал с конденсатором С1 емкостью 20 мкф
(кстати, такой же, как и при работе двигателя
только с одним фазосдвигающим конденсатором) и с
трансформатором, зазор и соединение обмоток
которого выбраны из условия получения тока 0,7 А В
результате удалось быстро запустить двигатель
без пускового конденсатора и заметно увеличить
крутящий момент, ощущаемый при торможении шкива
на валу двигателя. К сожалению, провести более
объективную проверку затруднительно, поскольку
в любительских условиях практически невозможно
обеспечить нормированную механическую нагрузку
на двигатель.
Следует помнить, что фазосдвигающая
цепь — это последовательный колебательный
контур, настроенный на частоту 50 Гц (для варианта
чисто активной нагрузки), и без нагрузки
подключать к сети эту цепь нельзя.
ЛИТЕРАТУРА
1 Кузинец Л. М., Соколов В. С. Узлы телевизионных
приемников — М Радио и связь 1987
2 Сидоров И. Н., Биннатов М. Ф., Васильев Е. А.
Устройства электропитания бытовой РЭА — М Радио
и связь, 1991
3 Бирюков С. Автоматическая водокачка. —
Радио,1998,№ 5,с.45,46.